+7(495)249-22-49   +7(812)449-03-70

Экскурсия в собор Св. Стефана

Doris Feldbacher, Generalsekretärin „Unser Stephansdom“
Tel.: +43−1−513 76 48
E-Mail:

http://www.stephansdom.at/

 

Турист, впервые попавший в Вену, прежде всего устремляется на Штефансплац – площадь Св. Стефана со знаменитым собором, по имени которого она названа.

Собор Св. Стефана (Штефансдом) является символом Вены, а св. Стефан – покровителем столицы Австрии. Собору более 800 лет. Под ним находятся древние катакомбы – место захоронения представителей династии Габсбургов. Внутреннее убранство храма завораживающе красиво, а в его шпиль вделано турецкое пушечное ядро, попавшее в собор во время турецкой осады города в XVI в. На стенах Штефансдома можно увидеть меры длины, размера и веса, по которым в Средние века проверяли товар при покупке, а с его смотровой площадки открывается великолепный вид на Дунай и Вену.

Место застройки Штефансдома находилось за стенами римского лагеря, служившими в Средневековье городскими стенами, то есть в предместье. Вокруг новой церкви возникло кладбище, на котором вплоть до XVIII в. производились захоронения. В 1732 г. по приказу кайзера Карла VI кладбище было закрыто. Некоторые из надгробных камней можно увидеть на стенах собора Св. Стефана, существует доступ и в подземные склепы. На стенах собора немало и других исторических предметов, например, мера длины ткани и размер каравая хлеба. Любой средневековый покупатель мог проконтролировать по ним свой товар, и если обнаруживался обман, продавцу приходилось плохо: булочника, например, в любое время года окунали в его собственной плетеной корзине в Дунай, и часто это становилось последним купаньем. Если вы любознательный турист, то вам удастся найти "фрайюнг" – кольцо, ухватившись за которое, бежавший от преследования, даже если это был преступник, становился неприкосновенным.

Строительство собора Св. Стефана длилось несколько веков, каждый из которых оставил свои следы в его архитектуре.

Самые старые, романские части собора, "Ризентор" и "Хайдентюрме". Название портала "Ризентор" (“гигантские ворота") связано с легендой. При выкапывании грунта в основании портала была найдена огромная кость мамонта, погибшего, вероятно, во время Всемирного потопа. "Хайдентюрме" означает "языческие башни", они венчают этот портал и составляют единое целое с готической частью собора. Многим обязан собор герцогу Рудольфу IV Габсбургу, решившему переделать Штефансдом в готическом стиле. Южная башня высотой 136,7 м, которую венцы любовно называют "Штефль", была завершена в 1433 г. Северная из-за нехватки средств так и осталась незавершенной. В 1579 г. на высоте 68,3 м ее увенчал ренессансный купол.

Будучи рядом с собором Св. Стефана, вы, разумеется, захотите войти внутрь, где вас также ожидает встреча с прекрасным. Интерьер собора дает представление о разных стилевых направлениях – поколения художников трудились над украшением Штефансдома. Центральный алтарь изображает казнь св. Стефана, первого христианского мученика. Справа от входа – готический алтарь (1513 г.) с изображением Пёчской мадонны. Культ Девы Марии является характерным для католической религии, а данная мадонна любима и почитаема особенно – вы в этом легко убедитесь, побывав в Штефансдоме. Примечательна ее история. В 1697 г. по приказу кайзера мадонну привезли сюда из Венгрии, так как ей приписывалось чудодейственное свойство источать слезы. Истинным шедевром является кафедра, высеченная из камня Антоном Пильграмом (1514–1515 гг.). Перила лестницы украшают изображения жаб и ящериц, что имеет символическое значение: жабы – символ тьмы, ящерицы – света, стало быть, борьба Добра со Злом. В верхней части – четыре отца католической церкви, чьи портреты отличаются глубоким психологизмом. Пильграм увековечил и себя: он изображен выглядывающим из окна.

В "женском клиросе" хранится удивительный по красоте готический алтарь (резьба по дереву, роспись), выполненный в 1447 г. Алтарь носит имя города, в котором он ранее находился, – "Винер нойштадт".

Другой шедевр – гробница кайзера Фридриха III из красного мрамора, украшенная 240 фигурами (1513 г.).

Конечно, вы увидите в соборе и многое другое. Восхищаясь творением рук человеческих, не забудьте о том, что эта гордость Австрии принадлежит всему миру, и вы поступите благородно, если внесете посильную лепту на ее содержание.