+7(495)249-22-49   +7(812)449-03-70

Кафедральный собор Турку и Кафедральный музей

Кафедральный собор Турку — это главный храм лютеранской веры и национальная святыня Финляндии. Он считается ценнейшим архитектурным памятником страны. История собора тесно переплетается с многовековой судьбой нации. Собор — не только музей, это место богослужения прихожан Кафедрального прихода и прихода шведскоязычного населения города, а также прекрасный концертный зал.

Собору Турку уже более 700 лет. В XIII веке, когда Турку стал важнейшим торговым центром страны, было принято решение перенести главное святилище Финляндской епархии в центр Турку, на холм Униканкаре. Ранее основная церковь епархии находилась в местечке Коройнен, на берегу той же реки Ауры, но в нескольких километрах к ее истоку, в точке слияния Ауры и Вяхяйоки. Новый каменный храм было решено возвести на месте деревянной церквушки. Строительство нового собора было завершено к концу того же столетия, а церемония его освящения состоялась в 1300−м году. Собор был именован в честь двух покровителей, Девы Марии и Святого Хенрика, первого епископа страны.

Первоначально собор был значительно меньше. Алтарная стена была на том месте, где сегодня находится кафедра проповедника, а свод был значительно ниже. Собор неоднократно расширялся на протяжении всего средневековья. Новая алтарная часть собора, о которой сегодня напоминают восьмигранные готические колонны, была возведена в XIV веке. Сам алтарь вплоть до XVII века находился на месте последних колонн центрального нефа современного собора. Только в середине XVII столетия алтарь был перенесен в бывшую Капеллу всех святых, где находится и сегодня. В XV веке конструкция собора была расширена пристройкой боковых капелл (часовенок). Каждая из капелл имела свой алтарь в честь своего святого. В средневековом соборе таких капелл насчитывалось сорок две. Во 2−ой половине XV века своды центрального нефа собора были подняты до высоты 24 м, до размера сегодняшнего дня. Собор постепенно приобретал свой окончательный вид. Частые пожары вынуждали видоизменять конструкцию шпиля башни собора. Наиболее сокрушающим был пожар 1827 года, уничтоживший почти весь город. Не уцелели также башня и интерьер собора. Возведенная после пожара башня достигает высоты 101 м над уровнем моря и является символом, как собора, так и всего города.

Интерьер сегодняшнего собора создавался в основном в 30−х годах XIX столетия. Главный алтарь собора изображает Преображение Господне. Это работа шведского художника Фредрика Вестина. Вся алтарная часть собора, выполненная в стиле новой готики, как и кафедра проповедника центрального нефа, представляют 30−е годы XIX века. Автором их явился известный архитектор Карл Энгель. Стены и свод алтарной части собора расписаны фресками, созданными основоположником национальной живописи страны, придворным художником Р.В.Экманом .Романтические по стилю фрески изображают Житие Христово и два важнейших события в истории религии страны.

Одна из фресок повествует об истоках христианства Финляндии, изображая момент крещения финнов епископом Хенриком у водного родника в Купиттаа. На другой фреске изображен реформатор церкви Микаэль Агрикола в момент вручения им королю Густаву Вазе Нового Завета, переведенного им на финский язык.

Капеллы, т.е. наибольшие часовни собора, созданные в свое время как алтари в честь разных святых, позднее превратились в усыпальницы знати. Собор служил местом захоронения вплоть до конца XVIII века. В разных частях собора можно и сегодня увидеть саркофаги и надгробные памятники выдающимся деятелям Финляндии. К числу именитых деятелей средневековья, покоящихся в Кафедральном соборе, относятся епископы Хемминг, Мауну II, Таваст, Олави Маунунпойка, Конрад Биц, Мауну III Сяркилахти, а также знаменитый комендант Выборгской крепости Кнут Поссэ. Послереформационный период церкви представляют Исаак Ротовиус и три представителя рода Гезелиусов. В боковых капеллах собора находятся усыпальницы великих финских полководцев XVII столетия, таких как Турстэн Столхандскэ, предводитель финских драгун, а также маршалы Окэ Тотт и Эверт Хурн. Однако наиболее знаменитым из всех надгробий собора является саркофаг королевы Катарины Монсдоттэр (Каарины дочери Мауну), жены шведского короля Эрика XIV. Последние десятилетия жизни она провела в Финляндии и была погребена в 1613 году в соборе Турку. Красочные витражи северных капелл — то плод творчества художника Владимира Сверчкова, выполненные в 70−х годах XIX века.

На протяжении столетий собор пережил немало трагических событий. Вследствие грабежей военных лет и неоднократных пожаров собор потерял значительную часть некогда богатых церковных реликвий. Сохранившиеся реликвии представлены в Кафедральном музее, на галерее южной части собора. Полная реставрация собора была завершена в 1979 году, тогда же он был оснащен новейшей техникой. И все же, за исключением внутреннего убранства, представляющего период после трагического пожара 1872 года, собор сохранил облик средневековой кафедральной церкви.

Регулярные службы

По воскресным дням и церковным праздникам месса и служба в 10:00.
По средам утреннее причастие в 8:00.
По четвергам причастие в 12:00.
По субботам вечерняя служба в 18:00.