Сан-Суси (от французского — «без забот») — один из
самых известных дворцовых ансамблей в Потсдаме, в 39 км
от Берлина. Фридрих Великий обратил внимание на холм вблизи Потсдама, с
которого открывался замечательный вид. Эскизы для своей летней резиденции
прусский король создал сам, и дворец в стиле рокко был возведён
в 1745−1747 гг. по проекту архитектора Георга
Венцеслауса фон Кнобельсдорфа. Король хотел там проводить
время в тишине и покое. Кроме того, он приказал
устроить в этих местах террасы для виноградников. Скульптуры вакхов и вакханок
подчеркивают тему виноделия.
Дворец Сан-Суси представляет собой длинное одноэтажное здание, увенчанное
куполом, по бокам к нему примыкают павильоны. Среди большого числа залов замка
Сан-Суси стоит выделить Мраморный зал, который имеет форму эллипса, и
музыкальный салон, который считается одним из самых красивых помещений
эпохи немецкого рокко. Живопись, скульптура, прикладное искусство,
представленные здесь, гармонично образуют единое целое. С
восточной стороны дворца находится картинная галерея, в ней хранятся более 100
работ художников эпохи Возрождения и барокко. С западной стороны Сан-Суси
расположена оранжерея, где на зимний период укрываются южные растения. Кроме
того, при первом этапе строительства были
созданы: Китайский чайный домик, Новый дворец, Бельведер на холме
Клаусберг, Античный храм, Храм дружбы и Домик с драконами. Фридрих
Великий жил скромно и без роскоши. Его скромность с возрастом превратилась в
скупость. Монарх запрещал ремонтировать дворец снаружи и с большим
неудовольствием терпел ремонт внутри дворца. Наследники Фридриха II проявляли
мало интереса к Сан-Суси. И только Фридрих Вильгельм IV (1840−1861 гг.)
«романтик на троне», занялся расширением парка на юг и сооружением дворца
Шарлотенхоф. Архитекторы Шинкель и Ленне определили характер второго этапа.
В это время появляются: Римские купальни, сад Марли,
фазанник. Пейзажный парк с просторными лугами, мягким рельефом,
разбросанными группами деревьев и искусственными прудами образуют живописное
окружение строения в этой новой части парка. Весь ансамбль был создан с целью
вызвать у посетителей возвышенные поэтические чувства.
После смерти последней его обитательницы королевских кровей, дворец Сан-Суси
был превращён в музей и тем самым стал одним из первых дворцов-музеев в
Германии. После Первой мировой войны и ликвидации монархии виноградарский
дворец сначала оставался в собственности Гогенцоллернов, а в 1927 г. был
доверен попечению созданного 1 апреля того же года Управления государственных
музеев и садов. В комплекс Сан-Суси был открыт доступ публики.
После начала бомбардировок Берлина во Вторую мировую войну в 1942 г. из
соображений безопасности особо ценные предметы искусства из потсдамских и
берлинских дворцов были вывезены. Здание дворца уцелело в боях за Потсдам в
апреле 1945 г., хотя в ходе боёв, проходивших у северной стороны дворца сгорела
галерея с ветряной мельницей. После Второй мировой войны большая часть фондов
была вывезена в качестве «трофейного искусства» в Советский Союз и была
возвращена в ГДР в 1958 г. В 1964 г. была начата самая обширная за всю историю
Сан-Суси реставрация дворцов и парков.
Дворцово-парковый ансамбль Сан-Суси, часто называемый «прусским Версалем», в
1990 году был внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.