+7(495)249-22-49   +7(812)449-03-70

Дворцово-парковый комплекс Сан Суси в Потсдаме

 

Сан-Суси́ (от  французского — «без забот») — один из самых известных дворцовых ансамблей в   Потсдаме,  в 39 км от  Берлина. Фридрих Великий обратил внимание на холм вблизи Потсдама, с которого открывался замечательный вид. Эскизы для своей летней резиденции прусский  король создал сам, и дворец в стиле рокко  был возведён в  1745−1747 гг.   по проекту архитектора  Георга Венцеслауса фон Кнобельсдорфа. Король хотел  там проводить  время  в  тишине и  покое.  Кроме  того, он приказал устроить в этих местах террасы для виноградников. Скульптуры вакхов и вакханок подчеркивают тему виноделия. Дворец Сан-Суси представляет собой длинное одноэтажное здание, увенчанное куполом, по бокам к нему примыкают павильоны. Среди большого числа залов замка Сан-Суси стоит выделить Мраморный зал, который имеет форму эллипса, и музыкальный  салон, который считается одним из самых красивых помещений эпохи немецкого рокко.  Живопись, скульптура, прикладное искусство, представленные  здесь, гармонично образуют единое   целое. С восточной стороны дворца находится картинная галерея, в ней хранятся более 100 работ художников эпохи Возрождения и барокко. С западной стороны Сан-Суси расположена оранжерея, где на зимний период укрываются южные растения. Кроме того,  при   первом  этапе  строительства были  созданы: Китайский чайный домик, Новый дворец, Бельведер на холме Клаусберг,  Античный храм, Храм дружбы и Домик с драконами. Фридрих Великий жил скромно и без роскоши. Его скромность с возрастом превратилась в скупость. Монарх   запрещал ремонтировать дворец снаружи и с большим неудовольствием терпел ремонт внутри дворца. Наследники Фридриха II проявляли мало интереса к Сан-Суси.

И только Фридрих Вильгельм IV (1840−1861 гг.) «романтик на троне», занялся расширением парка на юг и сооружением дворца Шарлотенхоф. Архитекторы Шинкель и Ленне определили характер второго этапа. В  это  время  появляются: Римские  купальни, сад Марли, фазанник.  Пейзажный парк с просторными лугами, мягким рельефом, разбросанными группами деревьев и искусственными прудами образуют живописное окружение строения в этой новой части парка. Весь ансамбль был создан с целью вызвать у посетителей возвышенные поэтические чувства.
После смерти последней его обитательницы королевских кровей, дворец Сан-Суси был превращён в музей и тем самым стал одним из первых дворцов-музеев в Германии. После Первой мировой войны и ликвидации монархии виноградарский дворец сначала оставался в собственности Гогенцоллернов, а в 1927 г. был доверен попечению созданного 1 апреля того же года Управления государственных музеев и садов. В комплекс Сан-Суси был открыт доступ публики.
После начала бомбардировок Берлина во Вторую мировую войну в 1942 г. из соображений безопасности особо ценные предметы искусства из потсдамских и берлинских дворцов были вывезены. Здание дворца уцелело в боях за Потсдам в апреле 1945 г., хотя в ходе боёв, проходивших у северной стороны дворца сгорела галерея с ветряной мельницей. После Второй мировой войны большая часть фондов была вывезена в качестве «трофейного искусства» в Советский Союз и была возвращена в ГДР в 1958 г. В 1964 г. была начата самая обширная за всю историю Сан-Суси реставрация дворцов и парков.
Дворцово-парковый ансамбль Сан-Суси, часто называемый «прусским Версалем», в 1990 году был внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.